Суббота, 18 Августа 2018

Аналитические обзоры 

4 Июля 2011

Контроль в сфере внешней торговли

Наталья УДАЛОВА

В настоящее время перечень органов, которые так или иначе имеют право на осуществление контроля за сферой внешней торговле, достаточно широк. В него входят: Президент РФ, Правительство РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Федеральный таможенный комитет, Федеральная налоговая служба, Центральный Банк Российской Федерации и т.д. Однако подотчетные указанным органам вопросы находятся в прямой зависимости от их компетенции.

Рассматривая понятие "внешнеторговый контроль" можно сделать вывод, что оно является комплексным, так как по сети включает в себя различные виды контроля, применение которых зависит от специфики контролируемого объекта внешней торговли.

В настоящее время выделяются такие виды контроля как:

· валютный контроль;

· таможенный контроль;

· налоговый контроль;

· карантинный фитосанитарный контроль;

· ветеринарный контроль.

Валютный контроль – это вид государственного контроля, осуществляемого с целью обеспечения соблюдения валютного законодательства, основанный на соблюдении следующих принципов:

· приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

· исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

· единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

· единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

· обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется на основании федерального закона от 10. 12. 2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Органом валютного контроля в Российской Федерации является Центральный банк Российской Федерации.

Органы валютного контроля могут осуществлять следующие полномочия:

· проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

· запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

· выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;

· применять установленные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.

Основные особенности проведения таможенного контроля закреплены в разделе 3 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.

От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

· товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза;

· таможенной декларации, документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза;

· деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу, оказанием услуг в сфере таможенного дела, а также осуществляемой в рамках отдельных таможенных процедур;

· лиц, пересекающих таможенную границу.

При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

Налоговый контроль – это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы налогового контроля, является Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31. 07. 1998 № 146-ФЗ.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Выделяются следующие виды налогового контроля:[1]

· предварительный налоговый контроль – вид налогового контроля, основной целью которого является предупреждения совершения налоговых правонарушений (например, учет налогоплательщиков);

· текущий – вид налогового контроля, в рамках которого контрольные мероприятия осуществляются в отчетном периоде и носят оперативный характер (учет налоговых поступлений);

· последующий – вид налогового контроля, целью которого является проверка исполнения требований налогового законодательства по окончании отчетного периода.

Налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

В целях проведения налогового контроля уполномоченные органы проводят постановку субъектов на налоговой учет, налоговые проверки, выемку документов, истребование документов, рассмотрение дел о налоговых правонарушениях и т.д.

Карантинный фитосанитарный контроль – мероприятия по выявлению карантинных объектов, установлению карантинного фитосанитарного состояния подкарантинных объектов, осуществлению государственного карантинного фитосанитарного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения карантина растений, правил и норм обеспечения карантина растений.

В настоящее времяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных, является Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор).

Создание Таможенного союза Республики Белоруссия. Республики Казахстан и Российской Федерации обусловило необходимость регулирование вопросов проведения фитосанитарного контроля на таможенной территории Таможенного союза. В связи с этим Комиссией Таможенного союза было принято решение от 18. 06. 2010 № 318 "Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе", в котором были утверждены:

· перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза (Приложение № 1);

· положение "О порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза" (Приложение № 2);

· положение "О порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза" (Приложение № 3).

Таким образом, карантинный фитосанитарный контроль на территории Таможенного союза может осуществляться на таможенной границе Таможенного союза, а также непосредственно на его территории.

Карантинный фитосанитарный контроль на таможенной границе Таможенного союза - деятельность уполномоченных органов, направленная на выявление карантинных объектов (карантинных вредных организмов), установление карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, ввозимой на таможенную территорию Таможенного союза, и выполнение международных обязательств государств-членов Таможенного союза и национального законодательства в области карантина растений.

Карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию таможенного союза партия подкарантинной продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции.

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на территории Таможенного союза – это деятельность уполномоченных органов государств-членов, направленная на выявление карантинных объектов (карантинных вредных организмов), установление карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, и выполнение международных обязательств государств-членов и законодательства своего государства в области карантина растений.

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории таможенного союза осуществляется в целях проверки соответствия подкарантинной продукции фитосанитарным требованиям государства места назначения.

Ветеринарный контроль – это вид контроля, который осуществляется с целью охраны соответствующей территории от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний людей, животных и растений, а также токсичных веществ.

В рамках функционирования Таможенного союза Комиссией Таможенного союза было принято решение от 18. 06. 2010 № 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе", которым были утверждены:

· единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (Приложение № 1);

· положение "О едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза" (Приложение № 2);

· положение "О едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору) " (Приложение № 3);

· единые ветеринарные (ветеринарно - санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору) (Приложение № 4);

· единые формы ветеринарных сертификатов (Приложение № 5).

Указанные выше документы устанавливают правовые основы осуществления контроля государственными органами и учреждениями государств - членов Таможенного союза, осуществляющими деятельность в области ветеринарии, за подконтрольными товарами на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза в целях недопущения ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и перемещения (перевозки) опасных для здоровья человека и животных подконтрольных товаров.

Помимо рассмотренных выше видов контроля существует и иные его разновидности, например: экологический, радиационный и т.д. Особое место среди них занимается экспортный контроль, который представляет собой комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного Федеральным законом от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Таким образом, особенности внешнеторгового контроля в первую очередь определяются особенностями того объекта, который подлежит контролю.

Литература:

1. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. СПб: Питер, 2002




Возврат к списку

(Нет голосов)


Комментарии:


DB query error.
Please try later.