Воскресенье, 24 Июня 2018

Аналитические обзоры 

11 Июля 2011

Количественные ограничения в сфере внешней торговли в рамках Таможенного Союза

Наталья УДАЛОВА

В соответствии со ст. 1 соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25. 01. 2008 «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран», ратифицированного федеральным законом от 22. 12. 2008 № 255-ФЗ, количественные ограничения экспорта и (или) импорта  — это меры по количественному ограничению внешней торговли товарами, которые могут быть введены путем установления квот.

Согласно ст. 3 соглашения от 09. 06. 2009 «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран», ратифицированного федеральным законом от 28. 11. 2009 № 304-ФЗ решение о введении ограничения на осуществление внешнеторговой деятельности путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров принимается по предложению стран-членов Таможенного союза обоснование необходимости введения количественных ограничений, в том числе запрета экспорта товаров, должно содержать:

в отношении экспорта товаров:

  • сведения об объемах производства и потребности в товаре в рамках таможенного союза (в натуральном и стоимостном выражении), статистические данные, финансово-экономические расчеты и другую информацию, обосновывающие объемы товара, разрешенные к вывозу, которые позволят предотвратить либо уменьшить критический недостаток этого товара на внутреннем рынке таможенного союза);
  • сведения об объеме экспорта товара с единой таможенной территории;

в отношении импорта товаров:

  • сведения об объемах производства и продажи товара (в натуральном и стоимостном выражении), статистические данные, финансово-экономические расчеты и другую информацию, обосновывающие необходимость ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, в случаях);
  • сведения об объемах импорта этого товара на единую таможенную территорию.

По общему правилу экспорт и импорт товаров должен осуществляться без применения каких-либо количественных ограничений, однако существует ряд исключительных случаев, когда подобные меры являются допустимыми:

  • запреты и временные ограничения экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка;
  • ограничения импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в любом виде, если необходимо:
  • сократить производство или продажу аналогичного отечественного товара;
  • сократить производство или продажу отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, в случае если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара;
  • снять с рынка временный излишек аналогичного отечественного товара путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
  • снять с рынка временный излишек отечественного товара, который может быть непосредственно заменен импортным товаром, если не имеется значительного производства аналогичного отечественного товара, путем предоставления этого излишка некоторым группам потребителей бесплатно или по ценам ниже рыночных;
  • ограничить производство продуктов животного происхождения, производство которых полностью или в основном зависит от импортируемого товара, если производство аналогичного отечественного товара является незначительным.

Не следует также забывать и о квотировании. Квотирование представляет собой установление государством на определенный период количественных или стоимостных ограничений объема экспорта и импорта товаров (работ, услуг) определенной номенклатуры в натуральном или стоимостном выражении. В настоящее время в РФ различаются квотирование для государственных нужд, квотирование предприятий, регионов и квотирование для аукционной продажи.[1]

Особенности квотирования для внешнеторговых регулируются ст. 23 федерального закона от 08. 12. 2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Еще одним важным аспектом количественных ограничений является и полный запрет на внешнеторговые операции с определенным товаром.

Запрет экспорта/импорта — тотальное запрещение на вывоз/ввоз из страны определенных видов товаров.

Как было отмечено ранее экспортные ограничения применяются в отношении товаров, являющихся существенно важными для внутреннего рынка. Данный перечень утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 № 168 (приложение 1).

В 2010 г. на территории РФ были введены количественные ограничения в отношении экспорта. В соответствии с решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 351 «О введении временного запрета вывоза некоторых видов сельскохозяйственных товаров с территории Российской Федерации» комиссия Таможенного союза решила принять к сведению информацию российской стороны о введении с 15 августа 2010 года по 31 декабря 2010 года в связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной аномальными климатическими условиями и засухой и, как следствие, значительным снижением урожая зерновых, временного запрета на вывоз с территории Российской Федерации следующей сельскохозяйственных товаров:

—  пшеницы и меслина (код ТН ВЭД ТС 1001);

—  ячменя (код ТН ВЭД ТС 1003 00);

—  ржи (код ТН ВЭД ТС 1002 00 000 0);

—  кукурузы (код ТН ВЭД ТС 1005);

—  муки пшеничной или пшенично-ржаной (код ТН ВЭД ТС 1101 00).

Литература:

1. Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. М.: ИНФРА-М, 2001





Возврат к списку

(Голосов: 5, Рейтинг: 4)


Комментарии:



LEGALNN.ru business services
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Бизнес-портрет


Юристы советуют

Аналитика
Собственники и менеджеры: особенности корпоративных конфликтов
Игорь Колтунов
Какую главную ошибку совершают владельцы бизнеса в работе с наёмными менеджерами? Какие действия наёмных управляющих напрямую влияют на безопасность бизнеса? Как определить, что наёмные менеджеры действуют в интересах владельцев? Отвечает Игорь Колтунов.
Как передать функции единоличного исполнительного органа индивидуальному предпринимателю
Игорь Колтунов
Многие бизнесмены задумываются о налоговой оптимизации, а их юристы - о законных способах такой оптимизации. Чтобы не было вопросов ни у руководства, ни у налоговой. Так вот одним из методов законной налоговой оптимизации является передача функций единоличного исполнительного органа в компании индивидуальному предпринимателю. Учитывая современные реалии, этот способ позволяет экономить немалые суммы. Детали - в детальном материале от Игоря Колтунова.





Консультации экспертов
Форум: сейчас обсуждается