Суббота, 18 Августа 2018

Аналитические обзоры 

18 Июля 2011

Третейские суды в Российской Федерации

Наталья Удалова

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" третейский суд - постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретного спора.

В Российской Федерации могут образовываться постоянно действующие третейские суды и третейские суды для разрешения конкретного спора.

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями - юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, и их объединениями (ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях - юридических лицах.

На интернет-сайте Арбитражного суда Нижегородской области представлен перечень постоянно действующих третейских судов, сведения об образовании которых, были направлены в Арбитражный суд Нижегородской области.

При этом постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления.

Что касается компетенции третейского суда, то для рассмотрения в нем может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом. Так, например, согласно ст. 33 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд.

Следует отметить, что третейский суд самостоятельно решает вопрос о наличии или об отсутствии у него компетенции рассматривать переданный на его разрешение спор.

Необходимо обратить внимание на то, что постановления третейского суда о наличии у него компетенции не могут быть оспорены в арбитражном суде со ссылкой на статью 235 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При этом права на судебную защиту не нарушаются. Согласно пункту 5 части 2 статьи 33 Закона о третейских судах в решении третейского суда в любом случае должно содержаться обоснование его компетенции. В силу статей 42, 46 Закона о третейских судах и статей 233, 239 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушения установленных правил компетенции, формирования или состава третейского суда являются для арбитражного суда основаниями как для отмены вынесенного третейским судом решения, так и для отказа в выдаче по нему исполнительного листа. (Постановление Президиума ВАС РФ № 9521/10 от 23 ноября 2010г.)

Для того чтобы передать свой спор на рассмотрение третейского суда, сторонам необходимо заключить письменное третейское соглашение.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" третейское соглашение считается заключенным в письменной форме, если оно содержится в документе, подписанном сторонами, либо заключено путем обмена письмами, сообщениями по телетайпу, телеграфу или с использованием других средств электронной или иной связи, обеспечивающих фиксацию такого соглашения. Ссылка в договоре на документ, содержащий условие о передаче спора на разрешение третейского суда, является третейским соглашением при условии, что договор заключен в письменной форме и данная ссылка такова, что делает третейское соглашение частью договора.

Обратим внимание, что деятельность третейских судов в Российской Федерации регламентируется не только Федеральным законом от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", но и иными документами, которые, как правило, конкретизируют его нормы, например: положение о третейском суде; регламент третейского суда; положение о третейских сборах и расходах в третейском суде; положение о судьях в третейском суде и др. Именно поэтому перед обращением в тот или иной третейский суд следует внимательно ознакомиться с документами, определяющими особенности его функционирования, так как в них разрешаются вопросы организационно-процессуального характера.

Выделяя положительные и отрицательные стороны рассмотрения дел в третейских судах, можно выделить следующее.

Положительными аспектами третейского разбирательства являются:

  • конфиденциальность;
  • более оперативное рассмотрение дел;
  • более низкий размер третейского сбора по сравнению с государственной пошлиной.

Отрицательным моментом третейского разбирательства является отсутствие самостоятельной возможности на выдачу исполнительного листа.

Особого внимания заслуживает вопрос о лицах рассматривающих дела в третейских судах. Третейским судьей избирается (назначается) физическое лицо, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе дела, являющееся независимым от сторон и давшее согласие на исполнение обязанностей третейского судьи.

Беспристрастность – неотъемлемое качество третейского судьи. На практике же иногда отмечаются такие ситуации, когда наличие сомнений в беспристрастности судью, рассматривающего дело, становится основанием для дальнейшего неисполнения решений третейских судов.  Так, например, в случае выступления банка не только как юридического лица, создавшего третейский суд, но и как стороны рассмотренного в этом суде спора  со своими заемщиками, которое повлекло нарушение, Президиум ВАС РФ отказал в выдаче исполнительного листа. (Постановление Президиума ВАС РФ № 17020/10 от 24 мая 2011г.)

Третейский судья, разрешающий спор единолично, должен иметь высшее юридическое образование. В случае коллегиального разрешения спора высшее юридическое образование должен иметь председатель состава третейского суда. Третейским судьей не может быть физическое лицо, имеющее судимость либо привлеченное к уголовной ответственности.

При этом требования, предъявляемые к квалификации третейского судьи, могут быть согласованы сторонами непосредственно или определены правилами третейского разбирательства.

Формирование состава третейского суда производится в порядке, установленном правилами соответствующего третейского суда.

Еще одной важной чертой третейского разбирательства является то, что стороны, заключившие третейское соглашение, принимают на себя обязанность добровольно исполнять решение третейского суда. Если же решение третейского суда не исполнено добровольно в установленный срок, то оно подлежит принудительному исполнению.

Принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

Следует отметить, что третейский суд должен обеспечить соблюдение автономии воли сторон и гарантий независимости и беспристрастности, а государственные суды при поступлении заявления о выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение должны проверить соблюдение указанных гарантий. (Постановление Президиума ВАС РФ № 17020/10 от 24 мая 2011г.)

Еще один спорным моментом в практической деятельности третейских судов является такой аспект третейского разбирательства как возможность/невозможность оспаривания решения третейского суда.

Согласно ст. 40 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации" если в третейском соглашении не предусмотрено, что решение третейского суда является окончательным, то решение третейского суда может быть оспорено участвующей в деле стороной путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд в течение трех месяцев со дня получения стороной, подавшей заявление, решения третейского суда.

В этой связи нередко фиксировались попытки оспорить невозможность дальнейшего обжалования решения третейского суда, зафиксированную установленным законом способом.

В этой связи в Определении от 1 июня 2010 года № 754-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что нормативные положения, исключающие возможность оспаривания решения третейского суда в компетентный суд, если третейским соглашением предусмотрена окончательность такого решения, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права участников третейского разбирательства, в том числе право на судебную защиту, поскольку сохраняется возможность иного порядка последующей проверки арбитражным судом правомерности решения третейского суда.

В настоящее время продолжается становление института третейского разбирательства. Огромное значение для его дальнейшего развития имеет Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 мая 2011г.

В рамках указанного документа Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 11 ГК Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)», как допускающие - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - рассмотрение третейскими судами гражданско-правовых споров, касающихся недвижимого имущества (в том числе об обращении взыскания на имущество, заложенное по договору об ипотеке), и государственную регистрацию соответствующих прав на основании решений третейских судов, не противоречащими Конституции Российской Федерации.

Таким образом, третейское разбирательство - особая форма разрешения споров между сторонами. В настоящее время правовой статус третейских судов закреплен в Федеральном законе от 24.07.2002 № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", однако велика вероятность того, что по мере развития данного правового института, он будет претерпевать определенные изменения. Очевидно лишь то, что в настоящее время третейские суды уже стали неотъемлемой частью российской правовой действительности.

 ПРИЛОЖЕНИЕ : Контакты Третейских судов Нижнего Новгорода




Возврат к списку

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.5)


Комментарии:


DB query error.
Please try later.