Суббота, 18 Августа 2018

Аналитические обзоры 

27 Июля 2011

Отдельные аспекты возможных изменений налогового законодательства в 2012г.

Наталья УДАЛОВА

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

 


Михаил Викторович Першин,

Ассоциированный партнер налоговой практики компании "T&K Legal", преподаватель кафедры гражданского права Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, эксперт по налоговым спорам юридического портала LegalNN.ru

 

Антон Игоревич Захаров,

Руководитель подразделения юридических услуг компании «Спектр», эксперт по налоговому праву юридического портала LegalNN.ru

Сфера налогового законодательства является одной из самых динамичных и быстро изменяющихся. Ежегодно в Налоговый кодекс РФ принимается значительное количество поправок и предстоящий 2012 год также не станет исключением. На официальном интернет-сайте Министерства финансов Российской Федерации уже был размещен проект Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, который раскрывает особенности развития данной сферы общественных отношений на указанный период.

Как отмечается в преамбуле к документу: "Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства".

На основании проекта Основных направлений налоговой политики рассмотрим те изменения, которых следует ожидать в сфере налогового законодательства в будущем году.

Итак, внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям:

1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала;

2. Мониторинг эффективности налоговых льгот;

3. Акцизное налогообложение;

4. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, финансовыми операциями;

5. Налог прибыль организаций;

6. Налогообложение природных ресурсов;

7. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов;

8. Введение налога на недвижимость;

9. Налоговое администрирование.

В рамках данной статьи не ставится целью рассмотрение всех указанных выше направлений, рассмотрим лишь наиболее обсуждаемые области изменений налогового законодательства.

1. Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

Как сказано в проекте Основных направлений налоговой политики: "Определение политики в области страховых взносов не относится напрямую к налоговой политике, однако с точки зрения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда страховые взносы формируют наряду с налогом на доходы физических лиц обязательные отчисления в бюджетную систему, уплачиваемые работодателями при выплате заработной платы работникам".

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (см. текст в предыдущей редакции):

1) Пенсионный фонд Российской Федерации - 26 процентов;

2) Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента;

3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 3,1 процента, с 1 января 2012 года - 5,1 процента; (см. текст в предыдущей редакции)

4) территориальные фонды обязательного медицинского страхования - с 1 января 2011 года - 2,0 процента, с 1 января 2012 года - 0,0 процента.

Итак, в данной сфере "планируется снижение совокупного тарифа страховых взносов с 34 до 30 процентов, которым облагаются выплаты на одного работника в размере до 512 тыс. рублей в год (по начислениям за 2012 год), с одновременным установлением тарифа в размере 10 процентов от суммы выплат, превышающей установленный предел".

Следовательно, совокупный размер, подлежащих уплате страховых взносов, в случае, если выплаты на одного работника превышают 512 тыс. рублей в год будут зависеть от величины конечной суммы выплат.

2. Меры налоговой поддержки налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети

Как сказано в проекте Основных направлений налоговой политики: "В целях реализации демографической и социальной политики подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", предусматривающий увеличение размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей".

В настоящее время указанный проект Федерального закона находится на рассмотрении Государственной Думы Российской Федерации. В рамках данного законопроекта предусмотрено установление следующие виды налоговых вычетов для лиц, имеющих детей:

1000 рублей за каждый месяц налогового периода для налогоплательщиков, на обеспечении которых находится один ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя; налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя ребенка.

2400 рублей за каждый месяц налогового для налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся двое детей и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя; налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя двоих детей.

5400 рублей за каждый месяц налогового периода для налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся трое детей и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя; налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителям, супругом (супругой) приемного родителя троих детей.

При наличии четверых и более детей налогоплательщикам, на обеспечении которых находятся дети и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя, налогоплательщикам, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя детей, налоговый вычет предоставляется в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода на каждого четвертого и последующего ребенка.

Таким способом государство планирует оказать поддержку лицам, имеющим детей. При этом четко видна тенденция оказания помощи в большем объеме тем семьям, в которых большее количество детей.

Однако в проекте Основных направлений налоговой политики предусматривается "отмена стандартного налогового вычета в размере 400 рублей, предоставляемого в настоящее время для всех налогоплательщиков, что позволит частично компенсировать сокращение налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с увеличением налогового вычета для семей с детьми".

3. Введение налога на недвижимость

Как следует из Основных направлений налоговой политики: "В Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 29 июня 2010 года "О бюджетной политике в 2011-2013 годах" указывается на необходимость ускорить подготовку введения налога на недвижимость, в том числе формирование соответствующих кадастров, а также разработать систему, позволяющую взимать данный налог исходя из рыночной стоимости облагаемого имущества с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами. Однако для введения налога на недвижимость необходимо формирование государственного кадастра недвижимости, а также формирование порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. Поэтому для реализации этих целей необходимо проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости".

Вопрос введения налога на недвижимость является достаточно дискуссионным, что во многом обусловлено противоречивостью информации о вновь вводимой мере.

В Бюджетном послании Президента России о бюджетной политике в 2012–2014 годах было отмечено: "Следует завершить подготовку к введению местного налога на недвижимость. По завершении кадастровой оценки объектов капитального строительства необходимо вводить указанный налог по мере готовности тех субъектов Российской Федерации, где такая оценка была проведена, чтобы этот налог можно было начать взимать уже в 2012 году. При этом необходимо, чтобы введение нового налога, с одной стороны, обеспечило более справедливое распределение налоговой нагрузки между объектами недвижимого имущества с разной рыночной стоимостью, а с другой стороны, было социально приемлемым и осуществлялось с учётом сложившегося уровня доходов населения, не привело к росту налоговой нагрузки на малообеспеченных граждан".

Исходя из имеющихся на данный момент сведений о налоге на недвижимость, нередко звучат достаточно осторожные прогнозы о последствиях его введения.

Так, по мнению Антона Игоревича Захарова, руководителя подразделения юридических услуг компании «Спектр», эксперта по налоговому праву юридического портала LegalNN.ru, "подобное решение вопроса о налоге на недвижимое имущество физических лиц, с одной стороны, повлечет за собой и увеличение размера налоговых платежей, а где имеет место рост налогов, там и рождаются новые способы уклонения от их уплаты. С другой стороны, государство всегда должно думать не только о том, сколько потенциально поступит в бюджет, но и сколько реально заплатят граждане, а для этого, в первую очередь, требуется проведение комплексных мер по увеличению уровня доверия граждан к государству и только потом действия по изменению порядка уплаты и размера налогов".

Михаил Викторович Першин, ассоциированный партнер налоговой практики компании  "T&K Legal", преподаватель кафедры гражданского права Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, эксперт по налоговым спорам юридического портала LegalNN.ru считает, что "новый налог в итоге приведет к общему увеличению налоговой нагрузки на граждан и повысит свое значение в формировании доходной части местных бюджетов. То есть это будет еще одним способом пополнения местных бюджетов без изменения нагрузки на федеральный бюджет".

Кроме того М. В. Першин обращает особое внимание на необходимость охраны прав и законных интересов так называемых незащищенных слоев населения при введении налога на недвижимость. Он подчеркивает: "Остается только надеяться, что государство учтет интересы социально незащищенных слоев населения, каковых на сегодня в стране имеется в избытке".

Кроме того, следует отметить, что, несмотря на то, что в проекте Основных направлений налоговой политики указывается на необходимость введения налога на недвижимость, срок его введения до настоящего момента остается под вопросом. Так, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов отметил: "Такого законопроекта пока нет. Несколько лет назад в первом чтении был принят документ, но он нуждается в серьезной корректировке".

4. Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов

В соответствии с положениями проекта Основных направлений налоговой политики с 2012 года будет введена в действие новая глава 265 "Патентная система налогообложения" части второй Кодекса. Указанный режим налогообложения будет предназначен для применения индивидуальными предпринимателями.

В настоящее время соответствующий законопроект находится на рассмотрение в Государственной Думе Российской Федерации. В соответствии с положениями проекта Федерального закона № 499566-5 "О внесении изменений в статью 18 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" предусматривается, что объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению  годовой доход  налогоплательщика. Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля  налоговой базы. Применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате: налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения); налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения).

По мнению М. В. Першин, позитивным моментом патентной системы "будет отказ от обязанности подачи налоговой декларации налогоплательщиком, осуществляющим свою деятельность на основании патента. Также положительным моментом во введении патентной системы станет является добровольность применения".

А. И. Захаров считает, что "планируемые изменения налогового законодательства не повлекут искоренения практики по уходу от налогов малыми и средними предприятиями, и, скорее, такие меры больше похожи на создание видимости работы над проблемами, чем реальное их решение. Те предприятия, что используют финансовые схемы, позволяющие сократить налогообложение, не откажутся от таких схем, так как подобные участники хозяйственной деятельности ориентированы на максимизацию сиюминутной прибыли и не ориентированы на будущее, тем более, будущее государства".

Также в рамках Основных направлений налоговой политики предусматривается постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в частности, с 1 января 2013 года из перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут быть переведены на уплату единого налога на вмененный доход, исключаются: розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.

С 1 января 2014 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности отменяется.

Так М.В. Першин считает, что указанные меры в сфере налоговой политики в итоге приведут "к массовому переходу на общую систему налогообложения предпринимателей и организаций, осуществляющих розничную торговлю и общественное питание, которые ранее составляли основную массу плательщиков ЕНВД".

Таким образом, в рамках данной статьи были рассмотрены наиболее дискуссионные аспекты планируемых изменений налогового законодательства. Некоторые из них будут реализованы уже в 2012г., а некоторые, скорее всего, потребуют дальнейшей доработки. Тем не менее, проект Основных направлений налоговой политики позволяет сделать вывод о том, в каком направлении будет осуществляться дальнейшее развитие российского налогового законодательства.




Возврат к списку

(Голосов: 10, Рейтинг: 3.9)


Комментарии:


DB query error.
Please try later.