Суббота, 18 Августа 2018

Аналитические обзоры 

10 Октября 2011

Современное российское юридическое образование

Алина Санаева

Каждому, кто поступает на юридический факультет в ВУЗ, кажется, что дальше начнется легкая и правильная жизнь – преподаватели помогут освоить премудрости юриспруденции, а потом, на выходе из ВУЗа, тебя с руками оторвут работодатели.

На деле все немного иначе.

С каждым новым учебным годом будет сохраняться лишь одна стабильная тенденция – не полностью знающие свое дело преподаватели.

Если кратко, современная система юридического образования – это:

·               «всё» и «ни о чем» (как таковых, узких специализаций нет ни в одном ВУЗе, студенты на выходе не знают, что от них потребуется на практике);

·               95% преподавателей – чистой воды теоретики;

·               80% времени отводится теории, 15% - рассуждению о жизни, 5% - практике; 

·               поощрение «зубрил» (поскольку преподаватели сами зачастую не имеют представления о практических аспектах правовых норм);

·               осведомленность у студентов о том, чем вообще может заниматься юрист, – 10%;

·               реальные знания на выходе – 20% (что-то слышали, но ничего толком не знаем).

Список можно продолжать, но в принципе и этого уже достаточно.

Такое обстоятельство дел – катастрофа, ведь студенты сами понимают, насколько сомнительные из них за 5 лет получились юристы, а работодатели вынуждены по сути с нуля заниматься образованием новых сотрудников. Поэтому часто в вакансиях на стартовые позиции отдельно указывается – требуется минимум 2 года юридической практики (предполагается, что за эти 2 года человек успел набраться хотя бы какой-никакой юридической грамотности и его не придется полностью учить, что и как делать). 

При всем этом ВУЗы зачастую ведут себя очень странно – например, они скорее пригласят преподавателя из другого ВУЗа, нежели какого-нибудь практика. Нам известны и другие случаи – юристы-практики сами приходили к деканам ВУЗов и предлагали читать отдельные дисциплины, чтобы поделиться со студентами практическими знаниями, но им отказывали – говорили, что и так все хорошо.  

Но это неправда. Не может быть все хорошо там, где нет прямого общения студентов с теми, кто этих студентов потом будет принимать на работу.

Почему так популярны английские юристы? Все просто – во-первых, они изначально развиваются в узкой специализации (не на уровне российский "уголовно-правовая специализация" и "гражданско-правовая специализация", а на уровне "corporate law", "project finance", "arbitration"), а во-вторых, они в ВУЗе учатся ровно тому, что с них потребуют и в первый рабочий день.

Думаю, деканам юридических факультетов стоит задуматься о качестве предоставляемых знаний и принять правильное решение по кадровому вопросу.

Источник: LegalNN.ru




Возврат к списку

(Голосов: 5, Рейтинг: 4.2)


Комментарии:


DB query error.
Please try later.