Среда, 24 Октября 2018

Аналитические обзоры 

19 Октября 2011

Природа корпоративных конфликтов и их профилактика методами корпоративного управления

Колтунов И.В., к.э.н., доцент, Консалтинговая фирма «Колтунов и партнёры»

Под корпоративными конфликтами (войнами) следует понимать борьбу в сфере корпоративного бизнеса за передел собственности и сфер влияния, осуществляемую как законными, так и незаконными способами. Корпоративные конфликты (войны) подразделяются на внешние (в т.ч. рейдерство) и внутренние (конфликты между совладельцами бизнеса и между собственниками и наёмным менеджментом). Одной из важнейших задач корпоративного управления является снижение рисков как внешних, так и внутрикорпоративных конфликтов.

Обеспечение корпоративной безопасности бизнеса методами корпоративного управления – это создание вокруг бизнеса «правового и управленческого частокола», снижающего риски внешнего агрессивного захвата, а также создание внутри бизнеса своеобразной системы сдержек и противовесов. Достигается это, прежде всего, путём грамотного использования диспозитивных норм российского корпоративного законодательства.

Практика свидетельствует о том, что превентивные защитные меры обходятся в разы дешевле, чем выход из корпоративного конфликта, если он уже начался. Основываясь на накопленном опыте, можно порекомендовать следующие способы профилактики и обеспечения корпоративной безопасности:

1.     Проведение корпоративного аудита (аудита корпоративного управления) с целью выявления «гнилых досок» в конструкции компании, готовых провалиться.

2.     Разработка и принятие «защитного» варианта устава компании, минимизирующего возможность внешнего агрессивного захвата и внутрикорпоративного конфликта.

3.     Связывание, «цементирование» консолидированного контрольного пакета акций (прежде всего в ОАО) с целью недопущения его дробления (при помощи «хитрого» ООО).

4.     Объединение крупных пакетов акций контролирующих акционеров и согласование их действий при помощи акционерного соглашения. 

Корпоративный аудит включает в себя экспертизу уставов и внутренних документов компании и её дочерних и зависимых хозяйственных обществ, проверку протоколов общих собраний акционеров (участников), заседаний Совета директоров и Правления (особенно по вопросам, связанным с корпоративным управлением). Проверяется наличие в компании документов, предусмотренных законодательством, проверяются сделки с ценными бумагами (долями участия в уставном капитале). Анализируются правильность ведения реестра акционеров (списка участников ООО) и соблюдение требований законодательства по раскрытию информации, а также ряд других моментов. 

При подготовке «защитного» устава компании следует иметь в виду, что структура устава должна быть удобной для работы. Не следует перегружать устав императивными нормами, в то же время все диспозитивные нормы должны быть прописаны очень тщательно и не давать возможности двоякого толкования. Целесообразно предусмотреть возможности для манёвра с ценными бумагами АО (дополнительная эмиссия) и с имуществом ООО (внесение вкладов в имущество, причём по «кривым» схемам). Формирование исполнительных органов АО целесообразно отдать в компетенцию Совета директоров. Пороговые значения для принятия решений на общем собрании участников ООО должны вытекать из структуры уставного капитала ООО. Необходимо тщательно продумать состав норм, ограничивающих компетенцию исполнительных органов (как в АО, так и в ООО). Должна быть возможность оперативного приостановления полномочий управляющей организации или управляющего. В ООО очень важно правильно прописать механизм отчуждения долей в уставном капитале, а также переход долей в порядке наследования и правопреемства. 

Технология «цементирования» контрольного пакета акций предполагает внесение пакетов акций, принадлежащих членам контролирующей группы, в уставный капитал контролирующей компании – ООО. Ограничение на движение долей участия в уставном капитале этого ООО зависит от состава, особенностей и перспективы развития контролирующей группы. Механизм и способы голосования на общем собрании участников контролирующей компании должны определяться целями обеспечения корпоративной безопасности и особенностями корпоративного управления в группе. Формирование Совета директоров в ООО и распределение полномочий между Советом и общим собранием участников зависит от количества участников и их «весовых категорий». 

Заключение акционерного соглашения целесообразно в ОАО, в котором количество акционеров не позволяет реорганизоваться в ООО, а также для того, чтобы не проходить сложную и дорогую процедуру, связанную с приобретением крупных пакетов акций (свыше 30%). Акционерное соглашение – это также своеобразное «цементирование» контрольного пакета акций, но только при помощи договора. В соглашении необходимо предусмотреть согласованное выдвижение кандидатов в органы АО и консолидированное голосование на общем собрании акционеров. Целесообразно ввести запрет или ограничение на отчуждение акций третьим лицам, на залог акций третьим лицам, а также особый режим наследования акций (назначение исполнителей завещания, принятие наследников в акционерное соглашение и др.). Надо предусмотреть варианты с заменой Генерального директора в случае форс-мажорных обстоятельств, а также согласованные действия в случае вынужденной реорганизации АО. В акционерном соглашении необходимо ввести очень жёсткие способы обеспечения исполнения обязательств и меры ответственности сторон в случае нарушения соглашения.

(тезисы доклада на V Международной конференции «Корпоративное управление: лидерство и ответственность» 6 октября 2011 года в г. Ульяновске)

Консалтинговая фирма «Колтунов и партнёры» www.koltunov-nn.ru

«Колтунов и партнёры» в Каталоге LegalNN.ru

 




Возврат к списку

(Голосов: 4, Рейтинг: 5)


Комментарии:



LEGALNN.ru business services
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Бизнес-портрет


Юристы советуют

Аналитика
Собственники и менеджеры: особенности корпоративных конфликтов
Игорь Колтунов
Какую главную ошибку совершают владельцы бизнеса в работе с наёмными менеджерами? Какие действия наёмных управляющих напрямую влияют на безопасность бизнеса? Как определить, что наёмные менеджеры действуют в интересах владельцев? Отвечает Игорь Колтунов.
Как передать функции единоличного исполнительного органа индивидуальному предпринимателю
Игорь Колтунов
Многие бизнесмены задумываются о налоговой оптимизации, а их юристы - о законных способах такой оптимизации. Чтобы не было вопросов ни у руководства, ни у налоговой. Так вот одним из методов законной налоговой оптимизации является передача функций единоличного исполнительного органа в компании индивидуальному предпринимателю. Учитывая современные реалии, этот способ позволяет экономить немалые суммы. Детали - в детальном материале от Игоря Колтунова.





Консультации экспертов
Форум: сейчас обсуждается