Среда, 24 Октября 2018

Аналитические обзоры 

6 Июня 2011

Внешняя торговля услугами

Наталья УДАЛОВА

В современном мире сфера услуг приобретает все большее значение. Не является исключением и область внешней торговли. Так, особая роль внешней торговли подчеркивается в преамбуле Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), заключенного в рамках Всемирной торговой организации в Марракеше 15 апреля 1994 г. В нем говорится, что члены ГАТС признают растущее значение торговли услугами для роста и развития мировой экономики.

Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) представляет собой многостороннее соглашение, являющегося основной правового регулирования торговли услугами в рамках Всемирной торговой организации. Характерной чертой данного соглашения являются специальные предложения к нему, которые призваны конкретизировать и дополнять отдельные положения ГАТС. ГАТС содержит общие, обязательные для всех стран-участниц нормы и обязательства по отдельным отраслям и видам услуг, фиксируемые в отдельных перечнях.

Структура ГАТС включает в себя 6 частей и приложения:
-        сфер применения и определения,
-        общие обязательства и правила,
-        специфические обязательства,
-        постепенная либерализация,
-        институциональные положения,
-        заключительные положения,
-        приложения.
 

В ГАТС торговля услугами понимается как поставка услуг:

-        с территории одного члена ВТО на территорию любого другого члена ВТО;
-        на территории одного члена ВТО потребителю услуг любого другого члена ВТО;
-        поставщиком услуг одного члена ВТО путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена ВТО;
-        поставщиком услуг одного члена ВТО путем присутствия физических лиц члена ВТО на территории любого другого члена ВТО.
-        с территории одного члена ВТО на территорию любого другого члена ВТО;
-        на территории одного члена ВТО потребителю услуг любого другого члена ВТО;
-        поставщиком услуг одного члена ВТО путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена ВТО;

В ст. 2 федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» закрепляется определение понятия «внешняя торговля услугами», которая представляет собой  оказание услуг (выполнение работ), включающее в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляемое способами, указанными в федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

В рамках данного определения были использованы два понятия – работа и услуга, которые фактически признаются тождественными в рамках приведенной дефиниции.

Внешняя торговля услугами может осуществляться различными способами. Их перечень содержится в комментируемой статье:
с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;

В соответствии со ст. 69 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.


Протяжённость территории России с севера на юг превышает 4000 км, с запада на восток — приближается к 10 000 км. Общая протяжённость границ России — 60 933 км (из них 38 808 км — морские границы); границы России на севере и на востоке — морские, на юге и на западе — в основном сухопутные. Граничит с: Казахстаном (6846 км), Китаем (3645 км), Монголией (3485 км), Украиной (1576 км), Финляндией (1340 км), Беларусией (959 км), Грузией (723 км), Эстонией (294 км), Азербайджаном (284 км), Литвой (280.5 км), Польшей (232 км), Латвией (217 км), Норвегией (196 км), Северной Кореей (19 км).


Территория иностранного государства – это определенная территория, на которую распространяется суверенитет конкретного государства.

-        с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации
-        на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг


Иностранный заказчик услуг - иностранное лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими.

на территории иностранного государства российскому заказчику услуг;

Российский заказчик услуг - российское лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими.


-        российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства;



Российский исполнитель услуг - российское лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы).

Коммерческое присутствие - любая допускаемая законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства форма организации предпринимательской и иной экономической деятельности иностранного лица на территории Российской Федерации или российского лица на территории иностранного государства в целях оказания услуг, в том числе путем создания юридического лица, филиала или представительства юридического лица либо участия в уставном (складочном) капитале юридического лица. Российское юридическое лицо, через которое осуществляется коммерческое присутствие, рассматривается как иностранный исполнитель услуг, если иностранное лицо (иностранные лица) в силу преобладающего участия в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые российским юридическим лицом.
иностранным исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории Российской Федерации, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени иностранных лиц на территории Российской Федерации;

Иностранный исполнитель услуг - иностранное лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы).


-        российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства;

-        иностранным исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории Российской Федерации.


В международной практике широко применяется классификация услуг, созданная для целей ГАТС  и подготовленная Секретариатом ГАТТ на базе Единого классификатора продукта, разработанного в ООН. Данная классификация включает в себя 12 групп услуг, а общее количество видов составляет более 160.

Выделяются следующие основные виды услуг:
 
-        деловые услуги;
-        услуги связи;
-        строительство и инжиниринговые услуги;
-        дистрибьюторские услуги;
-        общеобразовательные услуги;
-        услуги по защите окружающей среды;
-        финансовые услуги, включая страхование;
-        услуги по охране здоровья и социальные услуги;
-        туризм и путешествия;
-        услуги в области организации досуга, культуры и спорта;
-        транспортные услуги;
-        прочие услуги.

В федеральном законе от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» не приводится классификация видов услуг. Поэтому в рамках данной статьи при выделении видов услуг были использованы статистические отчеты Банка России о внешней торговле услугами. Таким образом, были определены такие услуги как:


-        транспортные услуги,

-        поездки,
-        услуги связи,
-        строительные услуги,
-        страховые услуги,
-        финансовые услуги,
-        компьютерные и информационные услуги,
-        роялти и лицензионные платежи,
-        прочие деловые услуги,
-        услуги в сфере культуры и отдыха,
-        государственные услуги.


При подготовке статистических отчетов используется расширенная классификация услуг по методологии платежного баланса. Внешняя торговля услугами может быть ограничена путем введения запретов и ограничений, затрагивающих все или отдельные сектора услуг, в отношении способов оказания услуг на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Однако подобные ограничения могут вводиться только в случае, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.




Возврат к списку

(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)


Комментарии:



LEGALNN.ru business services
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Бизнес-портрет


Юристы советуют

Аналитика
Собственники и менеджеры: особенности корпоративных конфликтов
Игорь Колтунов
Какую главную ошибку совершают владельцы бизнеса в работе с наёмными менеджерами? Какие действия наёмных управляющих напрямую влияют на безопасность бизнеса? Как определить, что наёмные менеджеры действуют в интересах владельцев? Отвечает Игорь Колтунов.
Как передать функции единоличного исполнительного органа индивидуальному предпринимателю
Игорь Колтунов
Многие бизнесмены задумываются о налоговой оптимизации, а их юристы - о законных способах такой оптимизации. Чтобы не было вопросов ни у руководства, ни у налоговой. Так вот одним из методов законной налоговой оптимизации является передача функций единоличного исполнительного органа в компании индивидуальному предпринимателю. Учитывая современные реалии, этот способ позволяет экономить немалые суммы. Детали - в детальном материале от Игоря Колтунова.





Консультации экспертов
Форум: сейчас обсуждается