Среда, 20 Июня 2018

Аналитические обзоры 

20 Июня 2011

Правовое регулирование внешней торговли интеллектуальной собственностью в рамках Таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации

Наталья УДАЛОВА

Создание Таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации обусловило необходимость разработки собственной системы регулирования вопросов, возникающих в сфере внешней торговли интеллектуальной собственностью. В настоящее время уже принято соглашение  «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности  государств - членов таможенного союза» от 21.05.2010.

Данное соглашение устанавливает порядок:

-  

ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств

-  

включения объектов авторских и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств

-  

взаимодействия таможенных органов государств

 

В единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза на основании заявления правообладателя включаются объекты интеллектуальной собственности, подлежащие правовой охране в каждом из государств-членов таможенного союза.

Заявление должно содержать сведения:

-  

о правообладателе, а в случае, если заявление подается их представителем, - также о представителе;

-  

об объекте интеллектуальной собственности;

-  

о товарах, перемещение которых через таможенную границу таможенного союза или иные действия с такими товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой, по мнению правообладателя, нарушение его прав, охраняемых в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза, достаточно подробные для обеспечения возможности их выявления таможенными органами (описание внешнего вида товаров (их упаковки, этикетки и т.д.);

-  

об уполномоченных правообладателем импортерах, экспортерах;

-  

о кодах товаров не менее чем на уровне первых четырех знаков в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

-  

о предполагаемых местах ввоза товаров, перемещение которых через таможенную границу таможенного союза или иные действия с такими товарами, находящимися под таможенным контролем, влекут за собой, по мнению правообладателя, нарушение его прав, охраняемых в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза, импортерах (экспортерах) таких товаров в случае, если имеется такая информация;

-  

о сроке защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности.

 

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объекты интеллектуальной собственности в каждом из государств-членов таможенного союза (свидетельства, договоры (в том числе лицензионные) о передаче прав, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение прав на объекты интеллектуальной собственности в каждом из государств–членов таможенного союза в соответствии с их законодательством), а также документы, подтверждающие сведения, подлежащие указанию в заявлении.

Заявление подается в письменном виде в центральный таможенный орган одного из государств-членов таможенного союза. При наличии технической возможности заявление может быть подано в электронном виде. Заявление и прилагаемые к нему документы предоставляются на русском или ином языке. В случае предоставления документов на ином языке, к заявлению прилагается их перевод на русский язык.

Заявление подается от имени одного правообладателя (нескольких правообладателей) в отношении одного вида объектов интеллектуальной собственности. Указание в одном заявлении одновременно сведений о различных видах объектов интеллектуальной собственности, если даже эти объекты интеллектуальной собственности принадлежат одному правообладателю (одним и тем же правообладателям), не допускается.

Заявление от имени правообладателя, не имеющего постоянного представительства на таможенной территории таможенного союза, может быть подано через лиц, имеющих постоянное местонахождение (зарегистрированных) на территории одного из государств-членов таможенного союза.

Если заявление не содержит документов и сведений, предусмотренных соглашение  «О едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности  государств - членов таможенного союза» от 21.05.2010, центральные таможенные органы вправе запросить у правообладателя (его представителя) документы и сведения, необходимые для принятия решения. При непредставлении таких документов и сведений в месячный срок центральные таможенные органы государств-членов таможенного союза вправе отказать в рассмотрении заявления.

Рассмотрение заявления и принятие соответствующих решений осуществляется  в соответствии с Регламентом взаимодействия таможенных органов государств-членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который утверждается решением Комиссии таможенного союза.

За включение объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза плата не взимается.

Перечень объектов интеллектуальной собственности, внесенных в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза, публикуется в официальных изданиях и на официальных Интернет-сайтах Комиссии таможенного союза и таможенных органов государств-членов таможенного союза.

Срок защиты прав правообладателя на объекты интеллектуальной собственности, устанавливаемый при включении единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза, не может превышать срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности в том государстве-члене таможенного союза, в котором этот срок истекает раньше.

Кроме того, в рамках Таможенного союза Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации был разработан регламент взаимодействия таможенных органов государств-членов таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденный решением Комиссии таможенного союза от 18.06. 2010 года № 290. Он устанавливает порядок действий центральных таможенных органов государств-членов таможенного союза, связанный с включением объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза; отказом во включении объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза; продлением сроков включения объектов интеллектуальной собственности в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза; внесением изменений и дополнений в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза; исключением объектов интеллектуальной собственности из единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза.

Помимо этого, в структуре Таможенного кодекса Таможенного союза была выделена глава 46, в которой раскрываются особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.  Так, согласно ст. 328 указанного документа таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется данными таможенными органами в государстве-члене таможенного союза, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов таможенного союза, а в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры.

 

 




Возврат к списку

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)


Комментарии:



LEGALNN.ru business services
Авторизация
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Бизнес-портрет


Юристы советуют

Аналитика
Собственники и менеджеры: особенности корпоративных конфликтов
Игорь Колтунов
Какую главную ошибку совершают владельцы бизнеса в работе с наёмными менеджерами? Какие действия наёмных управляющих напрямую влияют на безопасность бизнеса? Как определить, что наёмные менеджеры действуют в интересах владельцев? Отвечает Игорь Колтунов.
Как передать функции единоличного исполнительного органа индивидуальному предпринимателю
Игорь Колтунов
Многие бизнесмены задумываются о налоговой оптимизации, а их юристы - о законных способах такой оптимизации. Чтобы не было вопросов ни у руководства, ни у налоговой. Так вот одним из методов законной налоговой оптимизации является передача функций единоличного исполнительного органа в компании индивидуальному предпринимателю. Учитывая современные реалии, этот способ позволяет экономить немалые суммы. Детали - в детальном материале от Игоря Колтунова.





Консультации экспертов
Форум: сейчас обсуждается