Вторник, 18 Февраля 2020

Публикации LegalNN

Условие агентского договора о неустойке при отказе от турпродукта или изменении услуг, входящих в турпродукт.

Из агентского договора….

«… При отказе от подтвержденной заявки  удерживаются штрафные санкции, составляющие:

- в срок более 31 дней до поездки -10 % стоимости тура;

- в срок от 30 до 20 дней -30 % стоимости тура;

- в срок от 19 до 10 дней -50 % стоимости тура;

- в срок от 9 дней и менее -100 % стоимости тура;

На заезды с 20 декабря по 13 января и другие праздничные, каникулярные и особые даты, а так же на круизы, действуют особые условия аннуляции туров (круизов), устанавливаемых ПРИНЦИПАЛОМ, штрафы на которые могут достигать 100 %.

… При отказе от отеля, забронированного по международным системам бронирования отелей, после получения визы – штрафные санкции 100%».

Правомерны ли такие условия со стороны туроператора (далее по тексту ТО) к турагенту (далее по тексту ТА)? Для того чтобы разобраться в данной ситуации необходимо определить что такое «штрафные санкции».

Статья 329 ГК РФ

Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Гражданский Кодекс указывает на то, что «штрафные санкции» есть неустойка, а неустойка в свою очередь – это способ обеспечения исполнения обязательства.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков. (ст. 330 ГК РФ)

Также в вышеуказанной статье устанавливается, что «Кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.»

НО ни один (из известных мне) туроператор не учитывает (или не желает учитывать) характер сделки с турагентом, а также тот факт, что конечным потребителем его турпродукта, как правило, являются физические лица, т.е. потребители, которые защищены ФЗ «О защите прав потребителей».

Что такое «ОБЯЗАТЕЛЬСТВО»?

Статья 307 ГК РФ  Понятие обязательства и основания его возникновения

«В силу обязательства одно лицо (в нашем случае ТА) обязано совершить в пользу другого лица (в нашем случае ТО) определенное действие, как-то: выполнить работу (оказать услугу), уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.»

«Обязательства возникают из договора и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе»

Таким образом, для того чтобы определить в каких случаях ТО имеет обоснованное право на наложение штрафных санкций, необходимо определить обязанности  ТА.

Как правило, это следующие обязанности:

Реализовывать туристский продукт с использованием  рекламных и ознакомительных материалов, предоставляемых ТО. Следить за оперативной информацией ТО и предоставлять туристам полную и достоверную информацию по всем существенным характеристикам туристского продукта, включая информацию о продолжительности тура, дате и условиях перелета, дате и условиях проживания, питания, мер безопасности и особенностях пребывания в стране, необходимости соблюдения санитарно - гигиенических норм.

Осуществлять бронирование туристского продукта письменной заявкой. Предоставлять списки туристов с указанием пола, фамилии, имени, номера и серии паспорта, года рождения, номера телефона туриста, планируемых дат пребывания в стране, отель, условия питания и другие существенные условия.

Заключить с туристом договор о реализации туристского продукта

Произвести оплату ТО за турпродукт, но не позднее чем за столько-то дней до начала оказания услуг.

Доводить до клиентов  в течение 24 часов информацию об изменениях характеристик туристского продукта.

Направить письменный запрос на получение пакета бухгалтерских документов. Если документы, необходимые для путешествия клиента, оформлены в электронном виде, ТА самостоятельно распечатывает документы

Обязанность по доведению до туриста  правил  выезда из РФ, въезда в страны временного пребывания и правильного оформления соответствующих документов  лежит исключительно на ТА.

Исходя из перечисленных обязанностей в основу обязательства для ТА входит:

- предоставить туристу информацию,

- оформить документы,

- принять деньги, которые перечисляются ТО.

Ни о каком обязательстве по пользованию самим ТА и заказу самим ТА в свою пользу турпродукта речи не идет, таким образом, и ответственность за отказ туриста от туристского продукта ТА нести не должно.

Вернемся немного выше по тексту к мысли о том, что конечным потребителем является физическое лицо-потребитель.

К особенностям оказания туристских услуг относится право обеих сторон договора на односторонний отказ от его исполнения согласно положениям ст. 781 ГК РФ. При этом потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору (п. 1 ст. 781 ГК РФ и ст. 32 Закона о защите прав потребителей), а исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков (п. 2 ст. 781 ГК РФ). Определение убытков дано в п. 2 ст. 15 ГК РФ.

Включение в договор положений об удержании с потребителя в пользу туроператора при расторжении договора части денежной суммы, внесенной в счет договора в виде фиксированных сумм, в том числе в процентном отношении к цене услуги, не основано на нормах права и определяет объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ.

Таким образом, на потребителя нельзя отнести штрафные санкции взятые «из головы» или от своих контрагентов. А учитывая, что ТА действует всего лишь как некий посредник между исполнителем тур услуг (ТО) и непосредственным пользователем тур услуг (Туристом), то и на него (ТА) нельзя накладывать какую-либо ответственность за действия туриста. Ведь ситуации когда виновником невозможности совершения путешествия является ТА -  крайне редки.

ВЫВОДЫ:

Сами по себе штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства имеют право существования в агентском Договоре между ТА и ТО. Однако, «взваливание» штрафных санкций за отказ ТУРИСТА от турпродукта ТО на ТА не является обоснованным, т.к. не является следствием неисполнения обязательства.

Проблема в деятельности ТА заключается в том, что как правило, турист с претензиями и требованиями возврата денежных средств обращается к лицу, с которым заключил Договор, т.е. к ТА. На сегодняшний день ТА не проявляют желание объяснять туристу (указывать ему и требовать от него) о необходимости предъявления претензий к ТО.

При условии, что турист заказал турпродукт, ТА передал за него денежные средства, ТА перечислил их ТО, а последний, в случае отказа Туриста удерживает штрафные санкции такое удержание незаконно.

Давайте подойдем к этому немного с другого ракурса…со стороны туриста.

На каком основании обеспечение исполнения обязательств ТА перед ТО происходит за счет денежных средств туриста? По какому закону турист несет ответственность за ТА перед ТО? А также, на каком основании ТА несет ответственность за волеизъявление Туриста?

На практике не приходилось встречать ТА, воспользовавшихся правом на предъявление требований к ТО об изменении условий агентского Договора в части исключения штрафных санкций за отказ Туриста от тура.. Однако очень хочу верить в то, что прецедент рано или поздно все-таки будет создан.


Автор:  Павел Двуреченский
Источник:  Интернет-журнал "МНЕНИЕ" Правовой журнал о туризме

 

Все Журналы



LEGALNN.ru business services
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Войти как пользователь:
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Бизнес-портрет


Юристы советуют

Аналитика
Собственники и менеджеры: особенности корпоративных конфликтов
Игорь Колтунов
Какую главную ошибку совершают владельцы бизнеса в работе с наёмными менеджерами? Какие действия наёмных управляющих напрямую влияют на безопасность бизнеса? Как определить, что наёмные менеджеры действуют в интересах владельцев? Отвечает Игорь Колтунов.
Как передать функции единоличного исполнительного органа индивидуальному предпринимателю
Игорь Колтунов
Многие бизнесмены задумываются о налоговой оптимизации, а их юристы - о законных способах такой оптимизации. Чтобы не было вопросов ни у руководства, ни у налоговой. Так вот одним из методов законной налоговой оптимизации является передача функций единоличного исполнительного органа в компании индивидуальному предпринимателю. Учитывая современные реалии, этот способ позволяет экономить немалые суммы. Детали - в детальном материале от Игоря Колтунова.





Консультации экспертов
Форум: сейчас обсуждается